Выступления, публикации


Резервы роста экономики Татарстана

Интервью Президента РТ Р.Н. Минниханова журналу "Моя Империя" (Республика Чувашия)
 

1. Рустам Нургалиевич, Республика Татарстан сегодня занимает ведущие позиции по целому ряду направлений промышленного развития среди индустриально развитых регионов Российской Федерации. В чем, на Ваш взгляд, секрет ее успешного экономического развития?

Особого секрета нет. Но нам удалось за последние годы сделать главное - обеспечить формирование ядра промышленного комплекса нашей республики не только традиционными предприятиями, которые создавали основу экономики в 80-90 годы прошлого века, но и открыть новые производства.

К примеру, в нефтехимическом комплексе особую роль стали играть предприятия по переработке и производству полимеров. Ряд предприятий вышли на 4-й и 5-й переделы. Завершается строительство крупнейших нефтеперерабатывающих заводов с глубокой переработкой нефти порядка 96%. Заводы комплекса будут производить 18 видов продуктов переработки нефти - от моторных топлив европейского качества до компонентов сырья для производства широкой гаммы востребованной нефтехимической продукции. В результате произойдет замещение экспорта нефти экспортом высококачественных нефтепродуктов.

Реализация проекта позволит за период 2011-2017 годы создать более 3-х тысяч новых рабочих мест, обеспечить налоговые поступления в бюджет Татарстана в сумме более 21 млрд. руб.

Вокруг этого ядра создаются компонентные производства, развивается малый бизнес. Кроме этих направлений стабильно работает и расширяет свою деятельность строительный комплекс. Особую роль в этом секторе играют проекты Универсиады 2013 года, а также реализация Программы социальной ипотеки, Программы капитального ремонта жилья. К слову сказать, по данному направлению за последние 2 года республика освоила около 14 млрд. руб.

Устойчиво развивается агропромышленный комплекс, сегодня его доля в экономике республики составляет 8%. И даже несмотря на кризисный 2009 год, растут объемы строительства. В целом по Приволжскому федеральному округу республика занимает 1 место по объему подрядных работ. Поэтому формирование добавленной стоимости производится не только и не столько предприятиями нефтепереработки и нефтехимии, сколько перечисленными секторами. Подтверждением тому является досрочное выполнение Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2006-2010 годы.

По итогам 4 месяцев текущего года, индекс промышленного производства поднялся на 8,6% (в России - на 6,9%). Сельское хозяйство выросло на 6,0% (в России - на 3,6%). Объем строительных работ увеличился на 4,3% (в России снизился на 6,2%), оборот розничной торговли - на 6,6% (в России - на 2%). Реальные денежные доходы составили 108,2%.

Приведенные цифры - совершенно определенный сигнал, свидетельствующий о том, что экономика Татарстана видит и начинает активно использовать возможности роста.

2. Татарстан - один из чемпионов по технопаркам и бизнес-инкубаторам в нашей стране. Не могли бы Вы поделиться опытом?

В республике действительно накоплен богатый опыт создания инфраструктуры поддержки предпринимательства: это Технопарк "Идея" (один из первых в стране) и Камский индустриальный парк "Мастер", Технополис "Химград" и IT-парк. По сути, у нас есть все от Особой экономической зоны до бизнес-инкубаторов. Многие из них работают уже не первый год, и сегодня мы можем судить о результатах. Так, например, объем заявленных инвестиций в ОЭЗ "Алабуга" уже превысил 1 млрд. долларов США. На 120 тыс. кв. метров площадей Камского индустриального парка "Мастер" работает порядка 1,5 тыс. человек. Эти показатели удвоятся с введением в мае 2010 года 3-й очереди индустриального парка. Почти 200 компаний связанных с нефтехимическим производством реализуют свои проекты в "Химграде". Более того, мы сохранили неизменным количество рабочих мест и резидентов площадок даже в период экономического кризиса.

Особо хочу отметить - технопарки и инкубаторы в республике развиваются как часть инфраструктуры поддержки бизнеса, в которой также есть грантовые механизмы, субсидирование процентных ставок, льготные лизинговые программы, венчурные фонды и много другое. Я убежден, что именно использование всех инструментов в совокупности позволяет нам добиваться значительных результатов.

3. Насколько благоприятный в Татарстане климат для развития малого и среднего бизнеса, учитывая, что основные доходы республика получает от нефтедобычи?

Конечно, нефтяной сектор - один из наиболее развитых в республике. Однако сейчас мы делаем акцент именно на нефтехимию, и здесь есть существенные ниши для малого и среднего бизнеса. Мы поставили серьезную задачу - обеспечить переработку нашими предприятиями 30-ти процентов полимерного сырья, производимого в республике. Для реализации этой задачи создается Технополис "Химград", где размещаются, в основном, компании малой нефтехимии.

Но нефтяной сектор - далеко не единственная "точка роста" нашей экономики. Мы активно развиваем автомобилестроение, и том числе производство автокомпонентов как сферу, привлекательную для малого бизнеса.

Кроме того, мы планируем быстрый рост малых компаний в области ITтехнологий. В республике есть все для развития высокотехнологичного бизнеса. В этой связи большие надежды мы возлагаем на IT-парк, построенный недавно по федеральной программе создания технопарков в сфере высоких технологий, а также на первый в республике современный Дата-центр мощностью 2,5 МВт на 8 тыс. серверов.

Малый бизнес у нас развивается в самых разных секторах экономики: в сельском хозяйстве, в деревообработке, в торговле и сфере услуг. Надо отметить, что принятая нами программа "Жизнь после нефти" не осталась на бумаге. Экономика в последние годы стала более диверсифицированной.

Для поддержки новых малых компаний существует ряд государственных программ поддержки. Наиболее популярная среди них - Лизинг-Грант - субсидирование авансовых платежей лизинга оборудования. Это позволяет удешевить схему финансирования и быстрее начать инвестиционный проект. За год создано 738 новых производств и 4 тысяч рабочих мест. Общая стоимость программы - 316 млн.рублей. В этом году мы планируем кратно увеличить объем финансовой поддержки по этой программе,

Наша основная задача - сделать все возможное для создания бизнесу комфортных условий. Насколько хорошо это у нас получается?! В качестве объективного аргумента приведу такой пример: по количеству экономически активных субъектов малого и среднего бизнеса Республика Татарстан - в числе лидеров Поволжского Федерального округа.

4. Есть ли у вас нововведения в госуправлении, которые можно перенести на остальные регионы?

Вопросы повышения эффективности государственного управления в Республике Татарстан являются доминантой в административной реформе. В этом контексте республика на сегодня является, пожалуй, единственным регионом страны, где четко определены функции государственного управления. За каждую из них определен один центр ответственности и набор показателей и индикаторов оценки эффективности ее выполнения.

На основе этой информации в трехлетнем скользящем режиме органы государственного управления ежегодно формируют Государственный заказ на управление. Основным критерием оценки эффективности всех органов исполнительной власти является качество жизни. Этот индикатор, а также параметры, на основании которых осуществляется расчет его значения, в регламентном режиме собираются органами статистики (к слову сказать, в Республике Татарстан существует своя региональная статистика, работающая в единой методологической базе с федеральной). Для оценки тех показателей, которые характеризуют удовлетворенность уровнем предоставления тех или иных услуг или оценки ситуации в различных секторах жизнедеятельности, используются результаты социологических исследований.

В рамках переданных государственных полномочий с органами местного самоуправления также заключаются соглашения, в которых предусмотрены конкретные индикаторы выполнения этих полномочий.

С целью координации деятельности республиканских, территориальных федеральных и муниципальных органов власти создан Совет глав муниципальных районов и городских округов, а также Координационный совет по вопросам взаимодействия органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан. Такая конструкция позволяет оперативно и в целом эффективно решать все вопросы, затрагивающие интересы населения и хозяйствующих субъектов.

Особое значение придается вопросам повышения уровня профессионального развития государственных и муниципальных служащих. Разработана и реализуется Концепция непрерывного профессионального развития этой категории работников на основе совместимости образовательных модулей, специфичных для каждого служащего.

Деятельность органов исполнительной власти Республики Татарстан регламентирована. Все административные регламенты предоставления государственных услуг размещены в публичном информационном ресурсе, ведется их сводный реестр.

В целом информационные технологии стали существенным элементом управленческой культуры, чему способствовала реализация в республике с 2005 года программы "Электронное Правительство". Её внедрение позволило не только оптимизировать документооборот, но и повысить эффективность подготовки информационных и аналитических материалов, что, в свою очередь, создает основу для принимаемых управленческих решений.

В электронную форму переводятся государственные и муниципальные услуги, предоставляемые юридическим и физическим лицам. Сегодня осуществлен перевод в электронную форму наиболее распространенных видов предоставляемых гражданам услуг. Так, в электронном виде оформляются загранпаспорта, делаются выписки из кадастра недвижимости, с лицевых счетов пенсионного фонда, справки о задолженности физических лиц по налогам, штрафы ГИБДД и ряд других услуг.

С целью оптимизации объема информационных потоков в течение уже более чем десяти лет ведется единый электронный информационный ресурс, который является источником информации для республиканских министерств, ведомств, органов местного самоуправления и других категорий пользователей. Это позволило исключить дублирование информационных потоков и, соответственно, повысить эффективность работы субъектов, являющихся потребителями этой информации.

Большая работа проведена по методическому обеспечению процесса функционального анализа (оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти) и осуществляется ежегодно, являясь основой интегральной оценки деятельности управленцев этих органов.

В рамках применения названной методической базы наработан значительный практический опыт, позволяющий выходить на оценку производительности труда подразделений министерств и их работников.

Разработан Стандарт структуры центральных аппаратов органов исполнительной власти.

Развивается сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Наиболее интересным элементом в этой сфере является предоставление услуг в электронной форме, а также создание фронт - офисов этих центров на базе сельских почтовых отделений.

Выполнено также много другой специфичной работы. Однако перечисленные выше результаты, безусловно, являются инвариантными для применения в других регионах страны.


Журнал "Моя Империя" (Республика Чувашия") № 4, 2010 г., 9 июня 2010 г.