Выступления, публикации


Республика Татарстан: ключевые конкурентные преимущества региона

Разрешите представить Вашему вниманию один из наиболее динамично развивающихся регионов России – Республику Татарстан, ключевые факторы конкурентоспособности её народного хозяйства, а также краткий обзор основных инструментов региональной инвестиционной политики.
Динамика социально-экономического развития нашей страны во многом формируется на уровне субъектов Федерации. Другими словами, именно стабильность и сбалансированность наблюдаемых тенденций функционирования региональных экономических систем и «задаёт» темпы сближения народного хозяйства России с важнейшими целевыми ориентирами стратегии модернизации.
Следует подчеркнуть, что Татарстан неизменно претендует на лидирующие позиции по ряду ключевых индикаторов социально-экономического развития. С тем чтобы проиллюстрировать этот вывод, отмечу, что по итогам 2009 года республика заняла:
 1 место в ПФО и 5 место в России по объему промышленного производства;
 1 место в ПФО и 2 место в России по производству сельскохозяйственной продукции;
 1 место в ПФО и 7 место в России по объему инвестиций в основной капитал;
 1 место в ПФО и 6 место в России по объему выполненных работ в строительном комплексе;
 2 место в ПФО и 6 место в России по вводу жилья;
 2 место в ПФО и 9 место в России по обороту розничной торговли.
Разумеется, столь высокое положение Татарстана в «сводном рейтинге» субъектов Федерации достигается благодаря наличию в его экономике целой «матрицы» конкурентных преимуществ, о которых необходимо сказать особо.
К традиционным факторам конкурентоспособности народного хозяйства республики в первую очередь относятся:
 выгодное экономико-географическое положение;
 развитая минерально-сырьевая база полезных ископаемых;
 мощные производственный и научно-технический потенциалы;
 самостоятельная региональная модель государственной поддержки инвестиций и инноваций.

1. Выгодное экономико-географическое положение

Татарстан находится в самом центре европейской части страны на пересечении важнейших торговых артерий – сухопутных, воздушных и водных, соединяющих воедино Европу и Азию. Подобное местоположение естественным образом превращает территорию республики в удобный «плацдарм» для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов инфраструктурного характера. К числу таковых в первую очередь относится создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, расходы на возведение которого, по имеющимся расчетам, превысят отметку в 11 млрд. рублей.
Своё дальнейшее развитие этот проект получит в рамках масштабного инфраструктурного проекта, связанного со строительством международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Система платных дорог, планируемых в рамках этой трансконтинентальной транспортной артерии (одна из которых – «Шали – Бавлы» расположена на территории Татарстана), вкупе с современной интеллектуальной системой управления движением и наличием большого количества логистических центров обеспечат перевозчикам высокое качество приобретаемых услуг.
Коридор будет обслуживать три главных маршрута грузоперевозок: Китай – Центральная Азия, Китай – Казахстан, Китай – Россия – Западная Европа. Важно отметить, что скорость перемещения на этих участках коридора составит 80 км/ч, тогда как средняя альтернативная скорость в настоящее время не превышает и 30 км/ч.

2. Развитая минерально-сырьевая база

В пределах административных границ Татарстана находится уникальное Ромашкинское месторождение нефти, открытое в 40-е годы прошлого столетия. Поскольку промышленная разработка этого участка недр ведется вот уже 60 лет, ОАО «Татнефть» и более 30 малых компаний отрасли столкнулись с весьма непростой задачей сохранения объемов ежегодной добычи углеводородов. Благодаря собственным усилиям – активному внедрению наукоемких методов увеличения нефтеотдачи пластов и действенной поддержке государства – предприятиям удалось стабилизировать производство на уровне 30 млн. тонн в год. Таким образом, в результате хорошо скоординированных действий властных институтов и бизнеса народное хозяйство региона будет обеспечено собственными запасами топливно-энергетических полезных ископаемых при существующих и перспективных темпах отбора еще, как минимум, в течение 30 лет.

3. Мощные производственный и научно-технический потенциалы

В экономике Татарстана добывается около 7% нефти и производится более 31% грузовых автомобилей, 42% синтетического каучука, 52% полиэтилена и около 34% автомобильных шин от соответствующих объемов выпуска, наблюдаемых в целом по стране. Другими словами, наш регион по праву носит звание одного из ключевых центров локализации производительных сил национальной экономической системы.
Мощный производственный потенциал региона не может существовать автономно, вне системы научного обеспечения процессов его функционирования. С решением данной задачи успешно справляется творческая интеллигенция республики, объединяющая около 2000 докторов и более 7000 кандидатов наук, исследовательская деятельность которых протекает в 87 высших учебных заведениях и 80 научных организациях.
В этом контексте весьма показателен тот факт, что порядка 17% экономических благ, производимых ныне в народном хозяйстве Татарстана, относятся к категории наукоемких товаров и услуг, что примерно в 1,5-2 раза выше аналогичного среднероссийского показателя.

4. Самостоятельная региональная модель государственной поддержки инвестиций и инноваций

Ключевую роль в интенсификации процессов социально-экономического развития Татарстана играет высокоэффективная региональная система государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности. Общая стоимость пакета регулярных и неотложных мер и стимулов инвестиционной политики в нашем субъекте Федерации в 2009 году вплотную приблизилась к отметке в 40 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что центральное место в региональной модели регулирования инвестиционной активности занимают прямые методы поощрения капиталовложений – на них приходится около 95% всей поддержки.
Кроме того, в Татарстане практически завершено формирование правового пространства, гарантирующего инвесторам режим максимального благоприятствования. В частности, принят и успешно функционирует закон «Об иностранных инвестициях», фиксирующий такие методы государственного стимулирования, как упреждающая подготовка индустриальных площадок и сопровождение инвестиционных проектов. Аналогичные нормы в настоящее время введены и в республиканский закон «Об инвестиционной деятельности».
Что же касается косвенных методов, то предприятиям-инициаторам приоритетных инвестиционных замыслов в экономике республики за счет средств бюджета региона предоставляются фискальные преференции по налогам на прибыль и имущество. Общий объем этих послаблений в 2009 году составил 918,9 млн. рублей, причем, согласно нашим прогнозам к 2011 году их размер достигнет 3,2 млрд. рублей.

Республика Татарстан располагает исключительно «плотной» и «насыщенной» сетью финансовых и нефинансовых институтов развития. На описании отдельных аспектов функционирования ключевых субъектов региональной инфраструктуры поддержки инвестиций и инноваций я бы хотел остановиться несколько более подробно.

1. ОЭЗ «Алабуга»

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа была создана при поддержке муниципальных органов власти на территории Елабужского муниципального района в 2006 году. Связанные с ней фискальные, таможенные и экспортные преференции позволяют снижать производственные издержки в среднем на 25%.
В данном случае речь идет, в первую очередь, о так называемом режиме «свободной таможенной зоны», при котором иностранное оборудование размещается и используется без уплаты таможенных пошлин и НДС. Кроме того, резиденты ОЭЗ «Алабуга» освобождены от налога на имущество и налога на землю, а ставка по налогу на прибыль для них снижена до 15,5%.
Во многом благодаря перечисленным обстоятельствам, экономическая зона обрела к настоящему времени 11 резидентов, реализующих высокотехнологичные, наукоемкие проекты в различных отраслях и кластерах экономики – от химии, нефтехимии и автомобилестроения до пищевой промышленности. Согласно долгосрочной стратегии развития ОЭЗ «Алабуга», к 2015 году число предприятий, размещенных на её территории, возрастет до 35-40 единиц, будет создано 16 тысяч рабочих мест, а общий объём частных инвестиций достигнет отметки в 2 миллиарда долларов США.

2. КИП «Мастер»

Еще одним последовательным «проводником» стратегии модернизации в народном хозяйстве республики является созданный в 2004 году по инициативе ОАО «КАМАЗ» Камский индустриальный парк «Мастер». Его основная задача заключается в формировании условий и предпосылок, необходимых для успешного функционирования современных, высокотехнологичных производств по выпуску деталей и комплектующих для автомобилестроительной промышленности Татарстана.
Что касается предприятий-резидентов КИП «Мастер», то общая численность хозяйствующих субъектов, локализованных на его территории, превысила 130 единиц. Причём, более половины из них специализируется на выпуске автомобильных компонентов и функционирует в режиме тесной производственной кооперации с ОАО «КАМАЗ».

3. «IT-парк»

Как известно, совсем недавно глава государства Д.А. Медведев провозгласил компьютерные и информационные разработки в качестве приоритетного направления инновационного маневра. В этой связи полагаю необходимым акцентировать ваше внимание на перспективах функционирования самого «молодого» субъекта региональной инновационной системы – «IT-парка».
Этот институт развития обязан своим возникновением государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Согласно имеющимся планам, на первом этапе функционирования на территории технопарка, обладающего центром обработки данных класса Tier 3 (способным вместить до 8 тыс. серверов), планируется создать не менее 1500 новых рабочих мест. Впоследствии их численность за счет синергетического, кластерного эффекта IT-сферы должна возрасти до 10 тыс. единиц.
В настоящее время в столице республики продолжается строительство еще одной площадки «IT-парка». Её функциональное предназначение будет состоять в локализации и масштабировании малых и средних инновационных предприятий химического и нефтехимического кластеров промышленности.
При этом в рамках второго «позиционного района» технопарка в сфере высоких технологий планируется создать центр коллективного пользования, сертификационную лабораторию, корпоративный университет и ряд других «звеньев» единой цепочки коммерциализации НИОКР, общая численность работников которых превысит 3500 человек.

4. Инновационно-производственный технопарк «ИДЕЯ»

В своем послании депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, равно как и в других программных документах, Президент России указывал на тот факт, что одной из основных задач, стоящих перед органами государственной власти, является образование «мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений…».
В рамках реализации комплекса мероприятий, связанных с её решением, в республике по инициативе Правительства был создан технопарк «Идея». Этот субъект региональной инновационной инфраструктуры призван способствовать интенсификации инновационной активности во всех без исключения отраслях народного хозяйства.
В настоящее время в схеме функционирования данного института развития можно выделить три стадии коммерциализации результатов исследований и разработок. В течение первой «фазы» бизнес-инкубатор «Свияга» осуществляет локализацию проектов, далее следует этап становления и развития предприятия, протекающий в рамках внутреннего инновационно-технологического центра. На завершающей стадии малая наукоемкая фирма выводится в «открытую» экономическую среду для последующей самостоятельной жизнедеятельности.

4. ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд»

Еще одно условие модернизации экономики, обозначенное Д.А. Медведевым в послании Федеральному Собранию, состоит в том, что институты развития, функционирующие в «режиме» активной модернизации экономики, «должны заниматься поиском и отбором перспективных проектов по всей территории страны».
Для этих целей в Татарстане создан ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд», чья миссия заключается в:
 поддержке инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики;
 интеграции монетарных ресурсов с последующим сосредоточением на наиболее перспективных векторах и направлениях модели инновационного роста;
 продвижении на российской и международной арене наукоемкой продукции и технологий, генерируемых отечественными предприятиями.
В период с 2005 по 2009 год за счет средств ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд» на долговое и долевое финансирование ряда амбициозных инвестиционных замыслов, сосредоточенных в различных секторах и кластерах экономики республики, было направлено 2,1 и 3,7 млрд. рублей, соответственно. Благодаря этому фонд смог, в частности, увеличить свою долю в уставном капитале ОАО «Аммоний» до почти 32%, что автоматически превратило его в ключевого «фигуранта» одного из наиболее интересных и перспективных ГЧП-проектов. В процессе его реализации в городе Менделеевске будет возведен новый интегрированный комплекс по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида общей стоимостью порядка 29 млрд. рублей.
ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд» традиционно играет немаловажную роль в проведении республиканской политики поддержки малого и среднего бизнеса. Этот сегмент производителей рассматривается в Татарстане в качестве главной движущей силы модели ускоренного, опережающего развития. Как следствие, за период 2005-2009 годы более 2300 предприятий, относящихся к подобной категории хозяйствующих субъектов, получили в фонде льготные кредиты на общую сумму, превышающую отметку в 2 млрд. рублей.
Кроме того, ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд» является основным оператором одного из важнейших публичных мероприятий, проводимых в нашей республике – ежегодной Казанской венчурной ярмарки. Эта торгово-выставочная площадка регулярно собирает под своей эгидой более тысячи участников и сотни компаний-экспонентов, что естественным образом способствует укреплению имиджа нашей страны и ее регионов, а также демонстрирует твердую приверженность российского общества принципам и установкам стратегии модернизации.


Подводя итоги, подчеркну – отечественные и зарубежные инвесторы должны быть абсолютно уверены в том, что все их проекты в Татарстане будут претворяться в жизнь в исключительно благоприятной и стабильной экономико-правовой среде. Её отличительными чертами традиционно являются комфортное и лояльное инвестиционное законодательство, высокоразвитая производственная, транспортная и логистическая инфраструктура, а также предельно низкий уровень экономических, политических и социальных рисков.
В заключение, пользуясь случаем, приглашаю вас на III Международный инвестиционный форум «Евромани-Казань 2010», который состоится 14 октября текущего года в столице Татарстана. Убежден, что данное мероприятие способно внести весомый вклад в дело расширения и углубления торгово-экономических, научно-технических и инвестиционных связей нашей республики с другими регионами России, а также странами ближнего и дальнего зарубежья. В атмосфере глобализации и глубокого взаимопроникновения национальных экономических систем наращивание стратегического партнерства на различных направлениях взаимодействия является гарантом скорейшего преодоления экономических неурядиц и выхода народного хозяйства на новую, длинную волну экономического роста.
С надеждой на продолжение плодотворного и конструктивного диалога.
Президент Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Специальный выпуск газеты «Известия», 8 сентября 2010 года